Советы воспитателей

Статьи

Поговорим о красноречии (Мезенцева И.П.)
Выразительное художественное слово — образец высокохудожественной речи (Мезенцева И.П.)
Сборник сказок
«Путешествие по сказкам» (Башкирцева В.И.)

Развитие сенсорики

Автор: Посохина Надежда Васильевна

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живой поток представлений, понятий об окружающем мире.

(В.А. Сухомлинский).

Сенсорное развитие — предполагает формирование у ребёнка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине , о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положение в пространстве.

Основные задачи сенсорного воспитания:

  • совершенствование двигательных функций (развитие общей, ручной, моторики, формирование графомоторных навыков ).
  • тактильно-двигательное восприятие
  • развитие слухового восприятия
  • развитие зрительного восприятия
  • восприятие формы, величины, цвета
  • восприятие особых свойств предметов ( вкус, запах, вес)
  • восприятие пространства и времени.

Игры, которые способствуют усвоению сенсорных эталонов, развивают наблюдательность, внимание, влияют на развитие зрительной, слуховой, образной памяти.

«Собери матрёшку»

Сначала возьмите 2 матрёшки и соберите их с ребёнком, обращая внимание малыша на размер игрушки, затем добавьте ещё 2 фигурки. Можно помогать ребёнку советом: « Возьми самую маленькую» и т.д. Если ребёнок справляется с заданием, добавьте ещё одну матрёшку.

«Подбери цвет»

Приготовьте по 5 кругов (листиков, грибков, рыбок и т.д.) двух цветов. Положите по одному предмету каждого цвета перед ребёнком и предложите разложить остальные на 2 группы по цвету. Сделайте первый выбор сами, затем действует ребёнок. После того, когда задание выполнено можно, предложить раскладывать предметы на 3-4 группы.

«Прятки»

Приготовьте 5 больших и 5 маленьких кругов, квадратов, овалов, треугольников, прямоугольников. Попросите ребёнка «спрятать» маленькие фигуры за большими (обязательно покажите, что маленькую фигуру легко накрыть большой , тогда маленькую фигуру не будет видно). Параллельно с понятиями «большой»-«маленький» можно отрабатывать понятие «такой же»: когда ребёнок пытается накрыть одну большую фигуру другой, обратите его внимание на то, что они одинаковые,
такие же.

«Подбери образцы»

Приготовьте два мешочка, и в каждый положите образцы ткани различной фактуры. Предложите ребёнку, не глядя, достать образец из одного мешочка и затем искать такой же на ощупь в другом мешочке. Сначала образцов должно быть 2-3, если же малыш справляется с заданием, количество можно увеличить до 6-7. Обсудите с ребёнком , какие эти образцы на ощупь: гладкие, пушистые, шершавые и т.д.

Взял треугольник и квадрат,
Из них построил домик.
И этому я очень рад:
Теперь живет там гномик.
Мы поставим два квадрата,
А потом огромный круг.
А потом еще три круга,
Треугольный колпачок.
Вот и вышел развесёлый чудачок.

 «Здоровый образ жизни семьи – залог успешного воспитания ребёнка»

Автор статьи: Шаяхметова Светлана Ивановна, воспитатель 1 квалификационной категории

Здоровье взрослого человека на 75% определяется условиями его формирования в детском возрасте. Именно с раннего возраста необходимо приобщать ребёнка заботиться о своём здоровье, воспитывать у него заинтересованность в собственном развитии и самосохранении. 

Всем известно, что нужно вести здоровый образ жизни, который включает несколько положений:
правильное питание;
режим;
культурно-гигиенические навыки;
закаливание;
физкультура;
прогулки на свежем воздухе;
отсутствие вредных привычек.
Чем раньше ребёнок получит представление о строении тела человека, его функциях, узнает о важности правильного питания, режима дня, закаливания, движения, тем раньше он приобщится к здоровому образу жизни. Всегда необходимо помнить, что ребёнка не следует принуждать к совершению каких-либо действий.

В большинстве случаев можно обойтись без принуждения. Для этого нужно проявить артистизм, и хитрость, и принуждать заниматься фантазию. Ну и, безусловно, важен собственный пример родителей. Если ребёнка насильно принуждать заниматься физкультурой, соблюдать правила гигиены, он быстро теряет интерес к этому.

Питание ребёнка должно отвечать следующим требованиям.

Максимально разнообразить продукты питания.
Стараться включать в рацион овощи и фрукты, выращенные в климатической полосе проживания.
Не заставлять ребёнка есть, когда он не хочет.
Не награждать едой.
Не ссорится во время еды. Оставлять выяснение отношений на другое время.
Исключить из рациона напитки типа «Кока-кола», чипсы.
Помнить, что сладкое после основной пищи вызывает брожение в желудочно-кишечном тракте.
Ужинать не позднее, чем за 2часа до сна.
Правильно организованный режим дня способствует повышению защитных сил ребёнка, его работоспособности, формированию многих полезных навыков (гигиена, зарядка), дисциплинирует, приучает к определённому ритму. Родителям детей, посещающих детский сад, нужно следить за тем, чтобы режим дня в выходные дни дома не сильно отличался от режима дня в детском саду. Дневной и ночной сон ребёнка является главным средством для восстановления работоспособности и занимает важное место в режиме дня. В результате недосыпания ребёнок становится раздражительным, невыдержанным, злым и нетерпеливым. Для хорошего сна ребёнка необходимо соблюдать определённые правила:

перед сном не наедаться;
спать в хорошо проветренном помещении при температуре воздуха 16-18 С;
спать в лёгкой одежде для сна:
отход ко сну сопровождать купанием, чтением сказки на ночь, пожеланием спокойной ночи;
непосредственно перед сном не играть в активные игры;
укладывать спать ребёнка в одно и тоже время.
Закаливание – самый простой и действенный способ укрепления защитных сил организма. Обычно под закаливанием понимают воздействие холодом. Но и тепловые воздействия оказывают оздоровительный эффект. Семейные походы в баню, кроме оздоровительного воздействия, дают много положительных эмоций. Главное в процессе закаливания – это перепад температур. Организм человека приобретает привычку не реагировать болезненно на колебания температур окружающей среды. Различают закаливание воздухом, солнцем, водой. Максимальный эффект достигается, если закаливание сочетается с физическими нагрузками, полноценным сном и рациональным питанием. Проводить закаливающие процедуры надо с положительным эмоциональным настроем, соблюдать принципы последовательности, постепенности, избегать крайностей. Переохлаждение при закаливании недопустимо! Полезным и приятным закаливанием в летний период для ребёнка является хождение босиком по песку, мелким камешкам, траве. Кроме закаливающего эффекта, это хорошее средство профилактики плоскостопия. Существует связь между физическим развитием ребёнка и развитием его интеллекта. Играйте с детьми в подвижные игры. Игра – способ познания мира. Сочетайте двигательную активность с семейными прогулками на природе. Пусть ваш ребёнок как можно меньше времени проводит у экрана телевизора и компьютера.

Здоровье вашего ребёнка в ваших руках, дорогие родители! Здоровье ребёнка должно быть в семье абсолютным приоритетом! Будьте своим детям положительным примером здорового образа жизни. Создавайте ребёнку в семье позитивную мотивацию быть здоровым.